Субанова Анна Борисовна

 

Анонсы


Скоро

Готовится к изданию нотный сборник с исполнительской редакцией Анны Субановой. В сборнике будут представлены новые сочинения, написанные для чанзы и домры малой. Интрересно, что  Анна предстанет в новой роли - как автор этюдов для домры.



Классная музыка от классных композиторов

"Однажды я гулял по берегу Байкала, рассказывал композитор Виктор Усович. И вдруг подбегает ко мне девушка: "Виктор Алексеевич, вы меня помните?".

Ну как же я мог не помнить Аню Субанову (а это была она) - лучшую чанзистку нашей республики! И вот, как говорится, под плеск байкальской волны Аня обратилась ко мне с просьбой сочинить серьезное, большое произведение для чанзы...".

И теперь он, ведущий своей авторской программы "Класс композиции", предлагает нам стать первыми слушателями той музыки, на которую вдохновила его два года назад лауреат международных конкурсов и фестивалей Анна Субанова, - Концерта для чанзы с симфоническим оркестром.

Все это происходило в Бурятской филармонии в прошлый четверг, а точнее - 16 апреля. Не случайно Виктор Алексеевич выбрал это число: сакральный Чистый четверг перед Пасхой счастливо совпал с его днём рождения. И наш известный композитор по такому случаю решил сделать улан-удэнцам подарок. (Забегая вперёд, скажу -подарок роскошный, ибо в тот вечер в зале звучало столько прекрасной музыки, что временами в удовольствие (наверное, по закону единства противоположностей) вкрадывалась и горечь: когда и где мы еще раз услышим всё это...

Как объяснил Виктор Алексеевич Усович, "называется программа "Класс композиции" не только потому, что в ней участвуют мои ученики, выпускники Восточно-Сибирской академии культуры Александр Русанов и Дарья Коркина, но и потому, что музыку они пишут действительно классную".

И предоставил нам возможность убедиться в своих словах. Абсолютно справедливых! Сейчас, когда я пишу об этом, опять мысленно вхожу в прозрачную ауру "Экспромта для фортепиано" Александра Русанова (в исполнении Ларисы Павловой) и "Музыкального момента" Дарьи Коркиной, который она вдохновенно сыграла сама; опять переживаю необыкновенный восторг от "Моей мечты" - романса, в который солистка оперного театра Марина Коробенкова вдохнула именно те чувства, которыми, очевидно, был движим и Александр Русанов, когда создавал его на собственные стихи; опять вспоминаю, как глубоко проникла Дарья Коркина в есенинское стихотворение "Сторона ль моя, сторонка", а вокальный ансамбль ВСГАКИ донес до нас все тонкости авторского прочтения...

Эти молодые композиторы друг на друга непохожи. Но в то же время и похожи - страстной устремлённостью к тому, чтобы разрешить извечную задачу, стоящую перед каждым творцом: "Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?". Это ощущалось и в их пьесах, сочиненных для чанзы и фортепиано, - обе с блеском исполнила Анна Субанова под аккомпанемент лауреата международных конкурсов Ольги Васильевой. Аккомпанемент деликатнейший.

Я специально употребила это слово в превосходной степени. В тот вечер одной из цариц филармонической сцены была чанза, а вместе с нею и Анна Субанова. Именно для нее Виктор Усович создал изумительно красивый концерт для этого бурятского инструмента с симфоническим оркестром - такой "байкальский", такой родной по мелодике и духу!..

Судя по всему, он понравился и Валерию Волчанецкому: увлёкшись, дирижер оперного театра сместил акценты, превратив симфонический оркестр в солиста. Надо было слышать, как старались музыканты, особенно медные духовые, завалить ручеёк звонкой чанзы звуковыми "глыбами" которые напоминали порой взрёвывание похоронного оркестра...

Но чанза всё равно победила. А вместе с нею и музыка Виктора Усовича, - всегда утверждающая жизнь и прекрасное в ней.

Как и у любого концерта, была своя прекрасная вершина и у "Класса композиции". Предваряя зрительский "подъем" на неё, композитор заметил: "Эту музыку пели многие. Но недавно я нашел для неё лучшего исполнителя, о котором только мог мечтать".

Если бы в тот момент кто-нибудь захотел понять, что такое "гармония", ему достаточно было бы устремить свой взгляд на сцену филармонии, где меццо-сопрано Ольга Жигмитова, лауреат международных конкурсов, восходящая звезда не только нашей оперы (и, возможно, самая красивая женщина республики!), пела на стихи Дамбы Жалсараева вокальный цикл "Бурятские напевы" в сопровождении его автора Виктора Усовича. Потрясённый зал оцепенел, окаменел, остолбенел (можно продолжить этот синонимический ряд!) - такая сила у настоящего искусства.

У пошлости, кстати, она тоже есть, и немалая. Стоит где-то чего-то недоглядеть - она тут же начинает качать права. На сцене филармонии 16 апреля шел разговор о высоком, лучшем в человеке, а под сценой на самом видном месте отвлекал внимание зрителей большой рекламный щит "Оранж-хауса" зазывающий в его бар и гостиницу. И я представила, как бы это выглядело в Большом зале Петербургской филармонии, где мне посчастливилось несколько раз побывать, но тотчас отбросила эту подлую мысль.

Впрочем, про рекламу - это я попутно, хотя, как известно, бочку мёда портит именно ложка дёгтя. Но это дружеское замечание касается только организации концерта - музыку же, звучавшую в нем, к счастью никакие "оранж-хаусы" испортить не могут.

 

 

Антонина Фадеева

Статья опубликована в газете "Бурятия7" №72(4450) от 24 апреля 2009г. стр. 12


   
Hosted by uCoz