Классная музыка от классных композиторов
"Однажды я гулял по берегу Байкала, рассказывал
композитор Виктор Усович. И вдруг подбегает ко мне девушка: "Виктор
Алексеевич, вы меня помните?".
Ну как же я мог не помнить Аню Субанову (а это была она)
- лучшую чанзистку нашей республики! И вот, как говорится, под плеск
байкальской волны Аня обратилась ко мне с просьбой сочинить серьезное,
большое произведение для чанзы...".
И теперь он, ведущий своей авторской программы "Класс
композиции", предлагает нам стать первыми слушателями той музыки, на
которую вдохновила его два года назад лауреат международных конкурсов и
фестивалей Анна Субанова, - Концерта для чанзы с симфоническим
оркестром.
Все это происходило в Бурятской филармонии в прошлый
четверг, а точнее - 16 апреля. Не случайно Виктор Алексеевич выбрал это
число: сакральный Чистый четверг перед Пасхой счастливо совпал с его
днём рождения. И наш известный композитор по такому случаю решил
сделать улан-удэнцам подарок. (Забегая вперёд, скажу -подарок
роскошный, ибо в тот вечер в зале звучало столько прекрасной музыки,
что временами в удовольствие (наверное, по закону единства
противоположностей) вкрадывалась и горечь: когда и где мы еще раз
услышим всё это...
Как объяснил Виктор Алексеевич Усович, "называется
программа "Класс композиции" не только потому, что в ней участвуют мои
ученики, выпускники Восточно-Сибирской академии культуры Александр
Русанов и Дарья Коркина, но и потому, что музыку они пишут
действительно классную".
И предоставил нам возможность убедиться в своих словах.
Абсолютно справедливых! Сейчас, когда я пишу об этом, опять мысленно
вхожу в прозрачную ауру "Экспромта для фортепиано" Александра Русанова
(в исполнении Ларисы Павловой) и "Музыкального момента" Дарьи Коркиной,
который она вдохновенно сыграла сама; опять переживаю необыкновенный
восторг от "Моей мечты" - романса, в который солистка оперного театра
Марина Коробенкова вдохнула именно те чувства, которыми, очевидно, был
движим и Александр Русанов, когда создавал его на собственные стихи;
опять вспоминаю, как глубоко проникла Дарья Коркина в есенинское
стихотворение "Сторона ль моя, сторонка", а вокальный ансамбль ВСГАКИ
донес до нас все тонкости авторского прочтения...
Эти молодые композиторы друг на друга непохожи. Но в то
же время и похожи - страстной устремлённостью к тому, чтобы разрешить
извечную задачу, стоящую перед каждым творцом: "Как сердцу высказать
себя? Другому как понять тебя?". Это ощущалось и в их пьесах,
сочиненных для чанзы и фортепиано, - обе с блеском исполнила Анна
Субанова под аккомпанемент лауреата международных конкурсов Ольги
Васильевой. Аккомпанемент деликатнейший.
Я специально употребила это слово в превосходной
степени. В тот вечер одной из цариц филармонической сцены была чанза, а
вместе с нею и Анна Субанова. Именно для нее Виктор Усович создал
изумительно красивый концерт для этого бурятского инструмента с
симфоническим оркестром - такой "байкальский", такой родной по мелодике
и духу!..
Судя по всему, он понравился и Валерию Волчанецкому:
увлёкшись, дирижер оперного театра сместил акценты, превратив
симфонический оркестр в солиста. Надо было слышать, как старались
музыканты, особенно медные духовые, завалить ручеёк звонкой чанзы
звуковыми "глыбами" которые напоминали порой взрёвывание похоронного
оркестра...
Но чанза всё равно победила. А вместе с нею и музыка Виктора Усовича, - всегда утверждающая жизнь и прекрасное в ней.
Как и у любого концерта, была своя прекрасная вершина и
у "Класса композиции". Предваряя зрительский "подъем" на неё,
композитор заметил: "Эту музыку пели многие. Но недавно я нашел для неё
лучшего исполнителя, о котором только мог мечтать".
Если бы в тот момент кто-нибудь захотел понять, что
такое "гармония", ему достаточно было бы устремить свой взгляд на сцену
филармонии, где меццо-сопрано Ольга Жигмитова, лауреат международных
конкурсов, восходящая звезда не только нашей оперы (и, возможно, самая
красивая женщина республики!), пела на стихи Дамбы Жалсараева вокальный
цикл "Бурятские напевы" в сопровождении его автора Виктора Усовича.
Потрясённый зал оцепенел, окаменел, остолбенел (можно продолжить этот
синонимический ряд!) - такая сила у настоящего искусства.
У пошлости, кстати, она тоже есть, и немалая. Стоит
где-то чего-то недоглядеть - она тут же начинает качать права. На сцене
филармонии 16 апреля шел разговор о высоком, лучшем в человеке, а под
сценой на самом видном месте отвлекал внимание зрителей большой
рекламный щит "Оранж-хауса" зазывающий в его бар и гостиницу. И я
представила, как бы это выглядело в Большом зале Петербургской
филармонии, где мне посчастливилось несколько раз побывать, но тотчас
отбросила эту подлую мысль.
Впрочем, про рекламу - это я попутно, хотя, как
известно, бочку мёда портит именно ложка дёгтя. Но это дружеское
замечание касается только организации концерта - музыку же, звучавшую в
нем, к счастью никакие "оранж-хаусы" испортить не могут.
Антонина Фадеева
Статья опубликована в газете "Бурятия7" №72(4450) от 24 апреля 2009г. стр. 12
|