Музыка как дыхание
Есть, люди, которые не мыслят своей жизни без музыки.
Анна Субанова одна из них. Она воплощает гармонию в таких романтичных,
таких схожих, но в то же время таких разных инструментах, как чанза,
домра, мандолина. Несмотря на молодость, за её плечами более чем 20
летний стаж, участие в международных конкурсах и фестивалях.
Удивительный концерт
3 декабря в концертно-театральном центре "Феникс" (ул.
Терешковой 1, бывшее здание ГРДТ им. Бестужева) в 18.30 у вас будет
возможность услышать редкое на сегодня звучание бурятской чанзы в
исполнении Анны Субановой.
Напомним, что Анна не раз участвовала в международных
конкурсах. Она четыре раза становилась участником фестиваля "Звуки
Евразии". В 2005 году заняла первое место в конкурсе "Найдал", третье -
на "Кубке Байкала", а в 2008 году стала лауреатом первой степени в
международном конкурсе, который проходил в Болгарии.
Концерт обещает быть необычным, в нём будут новые приёмы
подачи народной музыки, будут сюрпризы, один из которых можно
приоткрыть. Анна, кроме того, что отлично играет на чанзе и домре, к
тому же великолепно поёт! У неё красивый низкий голос и хороший
репертуар песен на бурятском языке.
Помогать Анне удивлять улан-удэнского зрителя будут
концертмейстер Ольга Васильева (аккомпанемент фортепиано), народный
ансамбль восточного танца РЦНТ "Лотос", ансамбль русских народных
инструментов Детской школы искусств №6 "Каскад", театр танца "Угол
зрения". Событие обещает массу приятных впечатлений не только для
ценителей музыки, но и для всех тех кто хочет впервые познакомится со
звучанием чанзы в великолепном исполнении профессионального музыканта.
-Это народный инструмент и он должен принадлежать
народу, - считает Анна,- конечно, можно было продолжать работу в своем
кругу музыкантов, слушать друг друга, видеть, как мы развиваемся, но я
уверена, что должна донести звуки чанзы до обычных жителей.
Чанза
"Чанзу называют народным инструментом, - говорит Анна, -
но в народе ее мало знают, на концерты ходят, как правило, специалисты,
друзья и ценители инструментальной народной музыки. Моя же задача,
чтобы поклонников у чанзы стало намного больше".
Девушка намерена внести свой вклад в развитие чанзы,
которая в новой форме имеет небольшую 70-летнюю историю. Деревянный
корпус инструмента покрыт змеиной кожей, поэтому за ним нужно тщательно
ухаживать, после каждого выступления необходимо протирать струны и гриф
спиртовым раствором.
Анна с сожалением рассказывает о том, что в Бурятии на
сегодняшний день всего два мастера, которые могут делать чанзы, в то
время как раньше в Улан-Удэ была целая мастерская. Кроме того, в
изготовлении чанзы используется кожа гремучей змеи, которую не так
просто достать, к тому же этот вид змеи занесен в Красную книгу. Не
исключено, что по этой причине чанза в будущем изменит свой внешний
вид. Но пока инструмент, на котором будет играть Анна, соответствует
всем традиционным канонам. Единственное, что Анна хотела бы применить к
чанзе, так это звукосниматели, те, что используют с электрогитарами.
Анастасия Боровская
Статья опубликована в газете "Информ полис" №48 (896), 2 декабря 2009 г., страница 20
|