Субанова Анна Борисовна

 

Анонсы


Скоро

Готовится к изданию нотный сборник с исполнительской редакцией Анны Субановой. В сборнике будут представлены новые сочинения, написанные для чанзы и домры малой. Интрересно, что  Анна предстанет в новой роли - как автор этюдов для домры.



Чанза должна меняться

Анна Субанова 20 лет занимается музыкой и намерена сделать чанзу по-настоящему народным инструментом.

Сейчас она учит студентов ВСГАКИ играть на бурятском народном инструменте чанзе. Она уверена в том, что музыка не только развивает слух и кругозор, но и прививает культуру.

Сейчас Анна пытается внести свой вклад в развитие инструмента. На своем сольном концерте девушка будет экспериментировать не только с новыми методами игры, но и с формой чанзы. Музыкант уверена, что чанзу можно применить как электрогитару. Тогда на концертах не нужно будет играть на микрофон, ведь специальные устройства будут подключены к инструменту и автоматически запишут звуки.

Низкие звуки чанзы.

Анна окончила музыкальную академию в Красноярске и всегда играла на русском народном инструменте домре, но когда приехала в Бурятию, то взяла в руки чанзу. Чанза отличается от домры. Например, на ней не три, а четыре струны, она сделана из другого дерева. Самое главное отличие — это звучание. Для Анны ближе низкие звуки чанзы, чем высокая, звонкая, веселая домра.

Какое-то время Анна занималась вокалом и пела в группе трио «Уд-дияна». Молодые вокалистки старые бурятские песни пели под современную аранжировку, построенную так, чтобы их могла понять молодежь.

— Пение полезно не только для души, но и для здоровья: очищается организм, — уверена Анна.

Даже в музыке «Рамштайн» есть своя гармония

Однажды, когда Анна тренировалась на чанзе, в эфире радио заиграла современная попсовая музыка. Девушка поняла, что звуки народного инструмента и современной музыки можно объединить. Свой эксперимент она постарается опробовать на сольном концерте, который состоится 26 ноября.

— Фоновая музыка может быть совершенно любая, тот же «Рамштайн», — говорит Аня, — у любой музыкальной композиции есть классическая гармония, последовательность

Анна не раз участвовала в международных конкурсах. Она четыре раза становилась участником фестиваля «Звуки Евразии». В 2005 году заняла первое место в конкурсе «Найдал», третье — на «Кубке Байкала», а в 2008 году стала лауреатом первой степени в международном конкурсе, который проходил в Болгарии.

Тогда делегация из Бурятии впервые участвовала в конкурсе. В Болгарии очень интересовались нашими инструментами — из чего их делают и как они называются, — смеется девушка.

Инструмент должен принадлежать народу

Девушка намерена внести свой вклад в развитие чанзы, которая в новой форме имеет небольшую 70-летнюю историю. Деревянный корпус инструмента покрыт змеиной кожей, поэтому за ним нужно тщательно ухаживать.

— После каждого выступления мы протираем струны спиртовым раствором, — объясняет Анна.

Аня рассказывает, что, конечно, можно было продолжать работу в своем кругу музыкантов, слушать друг друга, видеть, как они развиваются, но она уверена, что должна донести звуки чанзы до обычных жителей.

— Это народный инструмент и он должен принадлежать народу, — считает музыкант.

Пальцы, как ударный инструмент

У каждого инструмента есть свой характер, который потом передается музыканту. Например, Анна заметила, что те, кто играет на ятаге, — люди с красивой осанкой, с плавными красивыми движениями.

— У нас немного пожестче нужно играть, поэтому и движения у нас жестче, — говорит Анна.

Сейчас пальцы у нее мозолистые и твердые, как дерево. Девушка рассказывает, что для тех, кто только начинает играть на чанзе, мучительно больно и сложно. Чтобы надавить на высоко и туго натянутые струны, нужно приложить усилия. Сначала кажется, словно лезвие струн врезается в мягкие подушечки пальцев, со временем на руках появляются белые мозоли.

— Сейчас мои пальцы стали как ударный инструмент, да и боль прошлых лет я уже забыла, — смеется девушка.

Мечтает поплавать

Анна Субанова мечтает научиться играть на морин-хуре. Этот инструмент с большой историей и его звучание такое же низкое, как у чанзы.

— У меня тоже низкий голос, и поэтому я очень отчетливо чувствую вибрацию звука, — говорит она.

Но самая большая мечта Ани — погрузиться под воду с аквалангом. Она с самого детства боится воды, поэтому мечтает преодолеть этот страх.

— Думаю, будет сложно, но я обязательно это сделаю, — не сомневается Аня.

Чудеса, по мнению Ани, делаются руками людей, поэтому секрет успеха в работе. В этом мире все реально и возможно.

 

Жанна Молчанова.

Статья опубликована в газете "Информ полис" №40(888) от 7 октября 2009г. стр. 24


   
Hosted by uCoz