Бенефис Анны Субановой
3 декабря текущего года в 18.30 в зале
концертно-театрального комплекса "Феникс" (сцена бывшего театра русской
драмы) состоится концерт лауреата международных конкурсов, сольного
исполнителя на чанзе и домре Анны Субановой.
В концерте примут участие концертмейстер Васильева
Ольга, народный ансамбль восточного танца РЦНТ "Лотос" (художественный
руководитель Вампилова Т.) и ансамбль русских народных инструментов
Детской школы искусств №6 "Каскад" (художественный руководитель О.
Шаренда). Событие обещает массу приятных впечатлений всем, кто
сохраняет неравнодушное отношение к музыке - народной и авторской,
любит необычный, бархатистый "голос" бурятской чанзы и внимательно
следит за формированием национальной исполнительской школы на народных
инструментах.
Должна сказать, что я нечасто соглашаюсь анонсировать
концерты сольных исполнителей. Причина тому - стойкое, воспитанное с
"консерваторской скамьи" убеждение в том, что концертная (впрочем, как
и театральная) сцена предназначена для "священнодействия", но никак не
для демонстрации "успешного преодоления сложностей" художественного, в
том числе, музыкального текста. Подобных "домашних радостей", особенно
в период "созревания" национальной исполнительской школы, избежать
полностью, конечно, не удается; но все же наблюдаемое количество фактов
в современной концертной жизни Бурятии огорчает. Академическая
честность, или, точнее, честь профессионального исполнителя обязывает
его к служению - тому, если хотите, "идеальному плану" личности,
который есть (или может быть обнаружен) в каждом человеке - и самом
исполнителе, и его потенциальном слушателе. Небрежное отношение к этому
"плану" грозит ответной небрежностью и - забвением, уносящим в
"пустоту" и имя исполнителя, и дело всей его жизни, да и само
искусство. Пафосно, скажете Вы? Конечно… Но у нас иначе нельзя:
музыка - очень "тонкая" материя…
Анне Субановой удается в наше прагматичное время
сохранять верность "цеховым идеалам". Эта совсем еще молодая
исполнительница имеет за плечами весьма солидный опыт конкурсных
испытаний, кстати, с блеском преодоленных, и концертные площадки разных
стран мира - Испании, Греции, Франции, Швейцарии, Болгарии, Южной
Кореи. Но самое главное - она по-хорошему азартна, неугомонна,
постоянно ищет "материал" и "средства" сольного самовыражения. Судите
сами: после окончания в 2004 г. Красноярской государственной академии
музыки и театра по классу домры (класс профессора Зеленого В.П.) Анна
начала самостоятельно осваивать чанзу - родственный домре по приемам
игры, но абсолютно непохожий по техническим параметрам, по колориту
звучания. Почти сразу же стала лауреатом I Международного конкурса
исполнителей на струнных инструментах стран Азиатско-Тихоокеанского
региона "Кубок Байкала" (2004 г.), а затем - первым исполнителем первых
же оригинальных концертных произведений бурятских композиторов,
написанных специально для этого инструмента. Замечательно представила
их на концертных площадках четырех международных фестивалей "Звуки
Евразии", проходивших в Улан-Удэ. В 2007 г. с концертным репертуаром
для чанзы стала лауреатом I степени VII Международного
фестиваля-конкурса "Фольклор без границ" в г. Добриче
(Болгария)…
Огромный вклад в развитие сольного исполнительства на
бурятских народных инструментах внес кандидат культурологии, профессор
ВСГАКИ, создатель ансамбля народной музыки "Сибирский Сувенир",
создатель и идейный вдохновитель международного фестиваля "Звуки
Евразии" Китов Виктор Васильевич. Совместное сотрудничество Виктора
Васильевича и Анны способствовало раскрытию ее внутренних резервов и
таким образом нашло свое воплощение в игре на бурятской чанзе.
Стремительность, с которой за неполные 5 лет раскрылся
сольно-исполнительский потенциал Анны Субановой, говорит только об
одном: ее дарование подлинно. Национальная школа инструментального
исполнительства и композиторский цех в ее лице получили мощный стимул
для реализации самых амбициозных творческих проектов, а музыкальная
культура Бурятии - яркую личность, способную на служение. Со своей
стороны позволю себе только одну реплику: я была на концертах А.
Субановой, но ни разу мой "музыковедческий слух" не находил повода для
критики. Никакой фальши! Потому - поддерживаю приглашение!
Ю. Соболева, музыковед
Статья опубликована в газете "Правда Бурятии" №53, 19 ноября 2009 г., страница 12
|